Агрессия басса дарки опросник. Диагностика состояния агрессии с помощью опросника басса-дарки. Вред, причиняемый агрессией

Описание методики

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

Теоретические основы

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри);
  • как установку к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

Валидизация

Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.

Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:

  1. для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
  2. «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент

Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального. Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.

Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности. Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности. Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.

«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05. Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины. Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).

Внутренняя структура

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Процедура проведения

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Вербальная агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Чувство вины

Обида

низкий уровень

средний уровень

повышенный уровень

очень высокий

97 и более

92 и более

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Агрессивность

Враждебность

низкий уровень

средний уровень

повышенный уровень

очень высокий

94 и более

92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Литература

  1. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998
  3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996
  4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, - с. 35-58.
Слово "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Стимульный материал опросника Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да / нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. да / нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. да / нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню. да / нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено. да / нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. да / нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. да / нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. да / нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. да / нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. да / нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. да / нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. да / нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. да / нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. да / нет

15. Я часто бываю несогласен с людьми. да / нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. да / нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. да / нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. да / нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. да / нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор. да / нет

21. Меня немного огорчает моя судьба. да / нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня. да / нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. да / нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. да / нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. да / нет

26. Я не способен на грубые шутки. да / нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. да / нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. да / нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. да / нет

30. Довольно многие люди завидуют мне. да / нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня. да / нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. да / нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу". да / нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости. да / нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. да / нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. да / нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. да / нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. да / нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. да / нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. да / нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. да / нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. да / нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. да / нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. да / нет

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам". да / нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. да / нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. да / нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. да / нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. да / нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. да / нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать. да / нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. да / нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. да / нет

54. Неудачи огорчают меня. да / нет

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. да / нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. да / нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. да / нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. да / нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. да / нет

60. Я ругаюсь только со злости. да / нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. да / нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. да / нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. да / нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. да / нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. да / нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. да / нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно. да / нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. да / нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. да / нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. да / нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. да / нет

72. В последнее время я стал занудой. да / нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. да / нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. да / нет

Обработка результатов

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия: "да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия: "да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26, 49

В статье расскажем, как опросник Басса-Дарки поможет вам узнать, на что способны подчиненные и кандидаты. Объясним, как применять методику и интерпретировать результаты. В статье опросник и ключ к нему. Бонус - подборка 5 профессиональных тестов для HR-а

Из статьи вы узнаете:

Скачайте полезные материалы:

Опросник Басса-Дарки: история

Опросник Басса-Дарки - методика диагностики форм и показателей агрессии человека. Психологов-создателей опросника интересовала агрессия, признаки ее проявления у человека и последствия для окружающих. Составляя опросник А.Басс и А.Дарки руководствовались следующими принципами:

  • каждый вопрос относится к агрессии;
  • вопросы сформулированы так, чтобы избежать влияния общественного мнения на ответ.

Что поможет выявить опросник Басса-Дарки

Опросник широко применяют в менеджменте. Он позволяет прогнозировать линию поведения подчиненных через их стимулы, эффективно управлять сотрудниками и находить способы воздействия на них. С помощью методики вы получите данные о готовности испытуемых действовать в определенном направлении, сделаете выводы о содержании мотивационной сферы.

Подсказка от экспертов журнала «Директор по персоналу»: особенности фигуры неконфликтного кандидата

Используйте опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, чтобы определить типичные формы агрессивного поведения подчиненных . К ним относятся:

  • физическая агрессия или нападение - использование силы против другого человека;
  • косвенная агрессия - действия исподтишка, например, сплетни, злые шутки;
  • раздражение - повышенная нервозность, возбудимость и готовность отрицательно реагировать на любые раздражители;
  • негативизм - оппозиционная манера поведения, которая проявляется в диапазоне от активного сопротивления до пассивного неприятия;
  • обида - чувство, в основу которого заложены переживания человека из-за допущенной к нему несправедливости, непонимания со стороны других;
  • подозрительность - сложный комплекс чувств от недоверия по отношению к другим и до убежденности в том, что они явно вредят;
  • вербальная агрессия - проявление негатива через словесные реакции, например, через споры, сарказм;
  • чувство вины - переживания, связанные с ошибкой или причиненным вредом, которые приводят к тому, что у человека снижается самооценка.

Применяйте опросник Басса-Дарки, чтобы отобрать неконфликтных и эффективных соискателей. Результаты оценки помогут вам понять, справится ли человек с обязанностями, как быстро вольется в коллектив, как будет относиться к клиентам и партнерам . Кроме того, сведения, которые вы получите, позволят вам принимать правильные решения при перемещении специалистов внутри компании, разработке планов карьерного роста и развития.

Памятка от эксперта журнала «Директор по персоналу» : фразы, которые укажут на конфликтность подчиненного

Подборка 5 полезных тестов для HR . Скачайте и используйте в работе прямо сейчас

Анкета диагностики мотивационной структуры личности В.Э.Мильмана
Опросник организационной лояльности Лимана Портера
Тест-опросник субъективного контроля Дж. Роттера
Тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Как применять методику: инструкция

Вы можете оценивать сотрудников по одному или группой. Главное, чтобы в помещении, где проходит анкетирование, было тихо. Иначе люди не станут вникать в суть вопросов.

Попросите сотрудников поставить «да» или «нет» рядом с каждым утверждением, а не писать развернутые ответы. Следите за временем - нежелательно, чтобы тестирование затягивалось.

Инструмент от экспертов «Системы Кадры»: опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»

Как интерпретировать результаты

Как только все сотрудники заполнят опросник враждебности Басса-Дарки, соберите бланки и проанализируйте результаты. Чтобы определить индексы форм враждебности и агрессивных реакций, используйте ключ.

Шпаргалка от экспертов «Системы Кадры»: опросник Басса-Дарки интерпретация результатов

Физическая и косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия образуют суммарный индекс негативных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности. Чтобы интерпретировать результаты, за каждый ответ «да», который совпадает с ключом в определенных шкалах, начисляйте 1 балл , а за ответ «нет» - 0 баллов.

Норма агрессивности - 21 + 4, а враждебности - 6,5-7 + 3. Если результаты анкетирования вас не удовлетворили, повышайте психологическую выносливость персонала.

Чтобы получить достоверные результаты после анкетирования, следуйте трем советам ниже.

Совет №1. Используйте опросник Басса-Дарки в совокупности с другими методиками. Подойдет личностные тесты психологических состояний. Например, многофакторную оценку личности Кеттела . Можете использовать и тест Спилбергера: он доступен . Только после комплексного анализа делайте выводы и принимайте решения. Не полагайтесь на одну методику, потому что рискуете ошибиться и неправильно интерпретировать результаты.

Совет №2. Не давайте человеку заполнять опросник, если он не в духе или устал. Не просите сотрудника проходить тест,если он много работает, чтобы успеть сдать проект, давно не отдыхал, поругался с начальником или коллегой. Человек в плохом настроении неправильно воспримет суть вопросов или вовсе не будет в них вникать. В итоге, вы зря потратите и его, и свое время.

Совет №3. Не просите заполнять опросник дома, а результаты присылать по электронной почте. Сотрудник, который проходит тест дома, может нечестно отнестись к заданию. Он хорошо изучит методику и ответит так, как нужно. В результате, наберет желаемое количество баллов, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Пример

В компании «Дельта» один конфликт сменялся другим, но никто не мог выявить зачинщика. Генеральный директор поручил HR-у провести психологическое тестирование, чтобы определить, кто агрессор. HR решил не тратить свое время, поэтому объявил всем на совещании, что дома нужно заполнить опросник Басса-Дарки на любом сайте. Результаты нужно было прислать специалисту по персоналу в электронном виде. Ничего хорошего из этой затеи не вышло: все сотрудники уложились в норму, агрессора так и не нашли. Противостояния в коллективе продолжились.

Инструкция испытуемому:

«Оцените, насколько характерны для вас следующие реакции. Обведите номера тех вопросов, на которые вы дали положительные ответы. Отметьте количество обведённых номеров в каждой строчке бланка для ответов и постройте график».

Время выполнения: 15 минут.

Текст опросника

1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

5. Мне кажется, что судьба ко мне не справедлива.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.

9. Мне кажется, что я могу ударить человека.

10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.

12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.

13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

14. Я думаю, что многие люди не любят меня.

15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.

18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

19. Иногда я могу взорваться как пороховая бочка.

20. Если мною пытается кто-то командовать, я поступаю ему наперекор.

21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.

22. Довольно много людей мне завидует.

23. Если я злюсь, я могу выругаться.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.

26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.

27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать всё, что о нем думаю.

32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.

33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.

35. Я раздражаюсь из-за мелочей.

36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.

37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Бланк для ответов


Твоя агрессивность – твоё личное дело до тех пор, пока она не затрагивает других людей. Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны именно для тебя. Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной формы поведения.

Интерпретация данных

Физическая агрессия – склонность к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают тебе искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуещь нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия – конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнёра. Однако увлекаться этим не стоит.

Раздражение – плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведёт к разрыву отношений с другим человеком, но будет разрушать изнутри, пока не прорвётся наружу. Когда прорвётся – см. «физическая и косвенная агрессия».

Негативизм – реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста.

Обидчивость – готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить.

Подозрительность – готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия – за словом в карман не полезешь, а зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки.

Чувство вины – вы никого не обидели, ничего не разбили, ни на кого не наорали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если ты чувствуешь себя в ответе за свои эмоции, значит, умеешь ими управлять.

Данный тест-опросник разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 году и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных психических эмоциональных реакций людей. Тест-опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью). Как правило, данный тест-опросник требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов с помощью ретеста (повторного исследования этих же психических проявлений с помощью другого подобного рода инструментария), с помощью других однонаправленных методик. Тем не менее, применение данного опросника, например, в психодиагностической работе с учащимися школы (от шестого класса и выше) и при работе с учителями (предметниками и проходящими переподготовку по специальности "практический психолог") было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной и психоконсультационной работы.

При составлении данного теста-опросника, А. Бассом и А. Дарки использовались следующие основные принципы:

1. Каждый отдельный вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

По мнению А. Басса и А. Дарки, под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Тем не менее, вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности (в саморазвитии), так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу (примером является социальная профессиональная конкуренция).

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое психическое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного ее отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность (как таковая) не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жёсткой ("детерминантной"), а, с другой стороны, сам поведенчески-деятельностный акт агрессии может не принимать сознательно опасные (со стороны субъекта, исходя из психической подоплеки его действий) и социально неодобряемые формы.

В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако, само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, – таковой его делает мотив деятельности, – по А.Н. Леонтьеву – те ценности, ради достижения которых и обладания которыми активность "разворачивается", осуществляется. Таким образом, внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из вышеутверждённого, можно, в свою очередь, разделить агрессивные проявления личности на два основных типа: первый – мотивационная агрессия как самоценность, второй – инструментальная агрессия, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, ярость, злость)).

При разработке диагностического инструментария, А. Басс также разделил понятия агрессии и враждебности, определяя последнюю как "... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Дополним, что враждебность это общая негативная позиция (отрицательный эмоциональный настрой) личности по отношению к окружающим людям.

Тест-опросник А. Басса и А. Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Этот тест-опросник повсеместно используется также и в отечественных исследованиях, однако, данные о его стандартизации на отечественных выборках респондентов нуждаются в уточнении.

Данный оригинальный тест состоит из 75-ти утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой тест-опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды психических эмоционально-чувственных реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица при несовпадении интересов (мнений, суждений, желаний, устремлений).

2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму ссоры (крик, визг, ругань), так и через содержание словесных ответов (высказываний), словесных обращений (воздействий), направленных на других людей (проклятия, угрозы).

3. Косвенная агрессия – использование"окольным путем" направленных против других лиц слухов, сплетен, шуток, подрывающих их социальный авторитет, и проявление неупорядоченных бурных эмоциональных реакций (ненаправленный крик, – ногами, стук кулаком по столу и т.п.).



4. Негативизм – оппозиционная манера (форма) в поведении (поведения), – от пассивного сопротивления до активной борьбы (действий) против авторитетов (авторитета), установившихся обычаев и законов. Негативизм направлен обычно против правил, требований и против руководства (руководителя).

5. Раздражение (раздражительность) – психологическая "готовность" к проявлению (выражению) негативных чувств при малейшем эмоциональном возбуждении (личностные качества – вспыльчивость, грубость). Склонность к раздражительности проявляется в резкости поведения, высказываний и т.п.

6. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному ("перестраховочному") отношению к другим людям, проистекающая из убеждения в том, что окружающие люди планируют причинить и/или намеренно приносят вред.

7. Обида (обидчивость) – проявления (выражения) неудовольствия, зависти и даже ненависти к окружающим за действительные и/или вымышленные их действия. Обида, чаще всего, обусловлена неоправданными (скорее всего завышенными) ожиданиями, чувством гнева, недовольством кем-то (чем-то) конкретно или недовольством "всем миром". Обида, как правило, происходит (проистекает) также из-за действительных или мнимых эмоциональных страданий субъекта.

8. Чувство вины (аутоагрессия) – выражает (отражает) возможное убеждение субъекта в том, что он поступает нехорошо, бессовестно, зло, (с кем-то конкретно или со многими людьми). Аутоагрессия проистекает также из-за ощущаемых человеком угрызений совести (относящихся к действительным или мнимым прегрешениям). Аутоагрессия это отрицательное отношение и негативные действия субъекта, направленные на него самого, "вырастающие" из вероятного мнения самого субъекта о том, что он является плохим человеком.

Отечественным исследователем, А.К. Осницким, была произведена адаптация теста А. Басса – А. Дарки, которая не коснулась "заложенных" в тесте форм агрессии и не затронула выявляемых в нем личностных значений агрессии и враждебности. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищён от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть (и, наверное, должны быть) поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому, опросником А. Басса – А. Дарки для диагностики эмоционально-чувственной сферы личности, следует пользоваться в совокупности с другими методиками. Адаптированный А.К. Осницким вариант теста сохраняет первоначальное количество (75-ть) и содержательный смысл вопросов (утверждений), но предполагает не 2-ва (как в первоначальном варианте), а 4-ре возможных варианта ответа для испытуемого: «да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет».

Инструкция к тесту-опроснику А. Басса – А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого.

Прочитывая или прослушивая данные утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют Вашему стилю поведения, Вашему образу жизни, Вашему отношению к какому-либо явлению, Вашему восприятию жизни, Вашим эмоциям и чувствам. Оценивайте себя, свои действия и поступки исходя из того, как Вы ведете себя "по жизни", как правило, обычно, наиболее часто.

Отвечайте на каждое суждение (утверждение), пожалуйста, одним из четырех возможных вариантов ответа: «ДА» (почти всегда), «ПОЖАЛУЙ, ДА» (в большинстве случаев), «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (в малом количестве случаев), «НЕТ» (почти никогда).

Особое внимание здесь (также как и в других подобных случаях), обратите на те вопросы, в которых есть «приставка» "не". Это вопросы (утверждения) №№ 9, 11, 17, 26, 35, 36, 39, 49, 65, 66, 69, 70, 74, 75, – всего 14-ть вопросов. Во всех утверждениях подобного рода, в том случае, если Вы отвечаете "да" ("+ "), т.е. утвердительно, то Вы соглашаетесь с тем, что Вы чего-то н е д е л а е т е. В том же случае, если Вы отвечаете "нет" (""), то Вы не соглашаетесь с тем, что Вы чего-то не делаете, а наоборот, утверждаете, что Вы это "что-то" д е л а е т е.

Текст (вопросы/утверждения) теста-опросника А. Басса – А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого.

1. Временами я не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2. Иногда я могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, то я просьбу не выполню.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне гадости за моей спиной.

7. Если я не одобряю поступки других людей, то даю им это почувствовать.

8. Если мне случается обмануть кого-либо, то я испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, то сейчас же хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении я часто хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Каждую неделю я общаюсь с кем-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Я часто требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят и "достают", стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".

34. От злости я иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, то не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. Лет с десяти у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины застав­ляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда люди кричат на меня, – кричу в ответ.

54. Неудачи в делах огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал её.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю её.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня не просто "до кипения", но и до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто я просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Стараюсь скрывать свое плохое отношение к окружающим людям.

75. Лучше я соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка данных и "ключ" к тесту-опроснику А. Басса – А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого.

Учитываем, что при подсчёте ответы «да» и «пожалуй, да» считаются утвердительными (положительными) и засчитываются в качестве положительного ответа – «плюса» ("+ "), – ответ «да». Ответы «нет» и «пожалуй, нет» считаются негативными (отрицательными) и засчитываются в качестве отрицательного ответа – «минуса» (""), – ответ «нет». Оценивая ответы респондента обозначенным образом, совпадения считаем по «ключу» (смотрите ниже). Далее продолжаем соотносить совпадения/несовпадения ответов испытуемого с ключом (помните о вопросах с «приставкой» (отрицанием) "не "!)). Каждое совпадение ответа опрашиваемого с ключом оценивается в 1 (один) балл .

I. ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ: 1 +, 9 –, 17 –, 25 +, 33 +, 41 +, 48 +, 55 +, 62 +, 68 +; (к = 11).

II. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: 7 +, 15 +, 23 +, 31 +, 39 –, 46 +, 53 +, 60 +, 66 –, 71 +, 73 +, 74 –, 75 –; (к = 8).

III. КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ: 2 +, 10 +, 18 +, 26 –, 34 +, 42 +, 49 –, 56 +, 63 + ; (к = 13).

IV. НЕГАТИВИЗМ: 4 +, 12 +, 20 +, 28 +, 36 –; (к = 20).

V. РАЗДРАЖЕНИЕ (раздражительность): 3 +, 11 –, 19 +, 27 +, 35 –, 43 +, 50 +, 57 +, 64 +, 69 –, 72 +; (к = 9).

VI. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ: 6 +, 14 +, 22 +, 30 +, 38 +, 45 +, 52 +, 59 +, 65 –, 70 –; (к = 11).

VII. ОБИДА (обидчивость): 5 +, 13 +, 21 +, 29 +, 37 +, 44 +, 51 +, 58 +; (к = 13).

VIII. ЧУВСТВО ВИНЫ (аутоагрессия): 8 +, 16 +, 24 +, 32 +, 40 +, 47 +, 54 +, 61 +, 67 +; (к = 11).

Подсчёт и интерпретация результатов теста А. Басса – А. Дарки.

Сумма баллов, набранных респондентом по каждой шкале, умноженная на числовой коэффициент ("к"), указанный в скобках отдельно для каждой шкалы, позволяет получить удобные для сопоставления, нормированные стандартизированные показатели по каждой шкале. Учитываем, что в каждом случае (слабая, умеренная, сильная) выраженности шкалы (формы агрессии), может быть разная степень этой самой выраженности .

1. Физическая агрессия. 2. Вербальная агрессия. 3. Косвенная агрессия. Максимально возможный балл – 117. Слабая выраженность – от 0 до 39 баллов, умеренная выраженность – от 40 до 79 баллов. Сильная выраженность – от 80 до 117 баллов. 4. Негативизм («воинствующий пессимизм»). Максимально возможный балл – 100. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 100 баллов. 5. Раздражительность. 6. Подозрительность. Максимально возможный балл – 110. Слабая выраженность – от 0 до 37 баллов, умеренная выраженность – от 38 до 75 баллов. Сильная выраженность – от 76 до 110 баллов. 7. Обидчивость. Максимально возможный балл – 104. Слабая выраженность – от 0 до 35 баллов, умеренная выраженность – от 36 до 71 балла. Сильная выраженность – от 72 до 104 баллов. 8. Аутоагрессия. Максимально возможный балл – 99. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 99 баллов.

Суммарные (итоговые) сопоставляемые друг с другом показатели агрессивности и враждебности складываются из сложения между собой отдельных соответствующим образом пронумерованных (смотрите выше) содержательных шкал (свойств), делённых на "3" (!) для "ИА " и делённых на "2" (!) для "ИВ ". Шкалы №№ «1» + «2» + «3»: 3 = "ИА " - общий индекс агрессивности личности. Он может быть (составлять) максимально 331 балл. Опять-таки, учитываем то, что существенная разница может быть в степени выраженности агрессивности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности агрессивности личности – от 0 баллов до 110 баллов, умеренная ("средняя", довольно значительная) выраженность агрессивности личности – от 111 баллов до 221 балла. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность агрессивности личности – от 222 баллов до 331 балла. Шкалы №№ «6» + «7»: 2 = "ИВ " - общий индекс враждебности личности. Он может быть (составлять) максимально 214 баллов. Снова учитываем то, что существенная разница может быть (и является) в степени выраженности враждебности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности враждебности личности – от 0 баллов до 71 балла, умеренная ("средняя", довольно значительная) выраженность враждебности личности – от 72 баллов до 143 баллов. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность – от 144 баллов до 214 баллов.

Оставшиеся шкалы (№№ "4", "5", "8") выступают самостоятельно, считаются и рассматриваются отдельно (являются в некотором роде вспомогательными), но могут выступать в качестве смыслового дополнения (косвенной характеристики) к суммарным показателям агрессивности и враждебности личности. Особенно показателен при этом параметр № 5 – «раздражительность». Раздражительность – это личностная психическая эмоциональная характеристика также (помимо прочего, указанного выше) понимаемая в качестве резкой, безапелляционной реакции личности на "затрагивание" её интересов, на побуждение её другими людьми к не желаемой ею деятельности (бездействию) в некоторых (или во многих) классах социальных и/или профессиональных ситуаций. Потом, в соответствии с полученными (по этой и другим методикам) психодиагностическими данными , составляется план психокоррекционной работы (например, в случае с группой подростков, проводится коммуникативный психологический тренинг) с агрессивностью и враждебностью личности.