Артемида и актеон миф. Н.А. Кун. Легенды и мифы древней Греции: Актеон. Смотреть что такое "Актеон" в других словарях

Преображения 9
АРТЕМИДА И АКТЕОН

У покровительници природы, животных, семьи и всех людей Артемиды была одна «маленькая странность». Артемида дала обет хранить девственность и от своих нимф требовала того же. Как истинная богиня, Артемида свято оберегала свою девственность, чего не скажешь о нимфах, окружавших её. С «помощью» хитрого и блудливого Зевса все 19 нимф быстренько потеряли свою девственность. Артемида была в бешенстве, но нимф всё же оставила при себе. Да и в самом деле - где искать в Греции девственниц? Напрасная трата времени. Так что Артемида смирилась и простила нимфам их легкомыслие.
Как-то раз Артемида в окружении нимф вошла в свой любимый грот, чтобы омыться в кристально чистой воде горного источника. Нимфы скинули с себя все одежды и освободили от одежд прекрасное тело Артемиды. И в это время в грот вошел красивый юноша. Это был юный Актеон, который вместе с друзьями охотился на оленей. В поисках прохлады и воды Актеон и вошел в этот грот. Увидев столько обнаженных, красивых тел юных девиц, Актеон замер от изумления и восхищения. Напуганные нимфы завизжали и бросились прикрывать своими телами Артемиду от глаз простого смертного, хоть и красавца. Артемида была в ярости. Никто из смертных не смел увидеть богиню Артемиду, и уж тем более - голой. Грозно сверкнули её глаза, в которых вспыхнули мириады звёзд, на её прекрасных белых щеках вспыхнул румянец, алый, как вечерняя заря. Артемида даже не стала выяснять, как Актеон очутился в гроте - случайно или подсматривал за ней. Это не имело для неё никакого значения. Актеон заслужил смерть, и он умрёт! Взмахнула Артемида рукой,и превратила Актеона в оленя,оставив ему человеческое сознание, но лишив дара речи. Бросился олень бежать, а за ним припустились гончие псы. Собаки не признали своего хозяина, они видели перед собой оленя. Вот уж собаки догнали оленя и набросились на него. «Пощадите! Я же ваш хозяин!» - прокричал Актеон, но из его горла вырвался лишь олений хрип. Свирепые псы разорвали оленя. Прибежавшие на лай собак товарищи Актеона, увидев, какого красивого оленя затравили собаки, пожалели, что рядом нет Актеона.
Когда Артемида узнала, как погиб Актеон, ей стало его немного жалко. Чтобы как-то смягчить ситуацию, Артемида попросила Зевса превратить Актеона в созвездие, и Зевс создал на небесах Созвездие Гончих Псов.
Если вы когда-нибудь, взирая на ночное небо, найдёте на нём Созвездие Гончих Псов, прислушайтесь к шепоту звёзд. Если повезёт, то услышите, как Актеон рассказывает другим звёздам историю, как он, единственный из смертных, видел голую богиню Артемиду. Может быть, ради этого и стоило умереть....?

Http://www.stihi.ru/pics/2012/01/16/1413.jpg
Диана (Артемида) и Актеон. Бернардино Цезари, 1603-1606 гг. Будапешт, Музей

Krugloff-alesha2013 В. Тициан. Смерть Актеона. 1562

Http://www.hellados.ru/gallery/pic/actaeon.jpg
Актеон застает Артемиду купающейся. Louis Galloche 1732

Http://www.sv-img.info/images/09/000996.jpg
Titian (Pieve di Cadore, 1488/1490 - Venice, 1576)br/i Diana and Acteon

Продолжение следует

АКТЕОН

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию1, посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты, как темные стрелы, высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В кругом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

Артемида, богиня-охотница с колчаном за плечами. (Статуя IV в. до н. э.)

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигают облака тучи восходящего солнца, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи и еще прекраснее стала она в своем гневе. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее

1 Долина в Беотии с одноименным родником, от которого через всю долину протекал ручей.
43

44

покой. В гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.
Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?
Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним. Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли оленя, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» - но только стоп вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.
Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

Подготовлено по изданию:

Кун Н.А.
Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.

Артемида воспитывалась вместе с Аполлоном, поэтому она прекрасно управляла колесницей, скакала на лошади и метко стреляла из лука. Обычные мужчины не выдерживали сравнения с ее любимым братом, и она их ненавидела, решив остаться девственницей. «Пусть будет так, – сказал Зевс, – но при условии, что любой мужчина, бог или человек, умрет, если увидит молодую богиню нагой».
Артемида (римляне называли ее Дианой) была богиней охоты и богиней Луны. Ей посвящены многие мифы. Один из них мы сейчас расскажем.

Красивый юноша Актеон, родной внук Европы, был страстным охотником. К охоте приобщил его кентавр Хирон, его воспитатель и наставник в детстве. Однажды Актеон с друзьями охотился вблизи Парнаса в лесах Киферона, не подозревая о том, что они являются владениями богини-охотницы Артемиды. Был знойный полдень. Вся компания, пережидая жару, расположилась в густой чаще леса на отдых, а Актеон отправился на поиски родника с водой.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Взяв с собой своих собак, Актеон углубился в лес. Неожиданно он оказался в цветущей долине, по которой тек ручей с хрустально чистой водой. Свое начало он брал в гроте на склоне горы, и ничего не подозревающий юноша решил подняться вверх, чтобы взглянуть на породивший ручей родник.

Между тем в гроте у родника расположилась с нимфами сама Артемида, решив искупаться. Нимфы уже освободили ее тело от доспехов, лука и колчана со стрелами, сняли сандалии и, завязав длинные волосы узлом, начали снимать золотой хитон с ее плеч, когда в проеме входа в грот возникла фигура юноши. Громко вскрикнув, нимфы мгновенно укрыли обнаженную девушку, но было поздно. Актеон увидел прелестное тело юной богини, за что должен был понести жестокое наказание. Артемида пожалела юношу, нарушившего ее покой. Она не казнила его, а превратила в прекрасного оленя.

Актеон тоже слишком поздно понял, что произошло. По виду прекрасной девушки он сразу узнал богиню, но в следующий момент почувствовал тяжесть на голове и странное ощущение в руках и ногах. Он бросился бежать и остановился только в долине у ручья. Актеон посмотрел на свое отражение в воде и понял, что богиня превратила его в оленя. «О горе мне», – пронеслось у него в голове, но тут появились его псы, которые, учуяв оленя, живо набросились на него и разорвали.

Когда через несколько часов друзья отправились на поиски пропавшего Актеона, они нашли прекрасного оленя, задранного собаками, но так никогда и не узнали, как ужасно погиб их товарищ, единственный из смертных, увидевший божественную красоту дочери Зевса и Латоны.
Артемида очень сожалела, что бедный юноша безвинно погиб, и попросила богов подарить ему созвездие. Так появилось на небе созвездие Гончие Псы.

МИФ ОБ АКТЕОНЕ / АКТАЕОНЕ

По одной из легенд, Актеон, сын пастуха Аристея и Автонои, дочери Кадма, был посвящен в охоту кентавром Хироном. Согласно этой легенде, его собственные собаки, разорвав под видом оленя его на части, принялись рыскать по округе в поисках лица своего хозяина и не успокоились, пока не узнали его на статуе, высеченной по совету кентавра на склоне скалы. Здесь предание об Актеоне-охотнике, судя по всему, смешивается с легендой о некоем Актаеоне, наскальном божестве или демоне, который забрасывал камнями проходящих мимо путников, пастухов и стада. Этот демон успокоился только в тот день, когда на склоне скалы ему возвели статую, чтобы закрепить его за его изображением.

Археологические и литературные источники, относящиеся к мифу об Актеоне, охотнике, заставшем врасплох за купанием нагую Артемиду (Диану), относительно свежи, и Каллимах (IV век до н. э.), согласно его комментатору и переводчику М. Е. Кагену, является первым поэтом, приписавшим наложенное Артемидой на Актеона наказание тому факту, что он увидел богиню в ее наготе. (См. «Купание Паллады»; в «Гимне к Артемиде» речь об этом не идет.) До Каллимаха упоминались иные мотивы; Актеон якобы похвалялся, что превзошел богиню как охотник; или же устроил какую-то оргию в ее святилище и т. п. В действительности главным образом начиная с IV века варианты этого мифа вскрывают один нюанс, его все более и более эротическую подноготную; пищу всему приключению дает целомудрие, но также и искусительность прелестей богини - каковые не преминули возбудить Гомера и Еврипида, позднее - Вергилия и Овидия. Далее, как известно, барельефы и живопись доставили чудесные изображения этой сцены. Тем не менее, мотив Дианы, которую застал нагой Актеон , объясняется то предначертанием рока, то сознательным посягательством на насилие. Последнее объяснение можно найти в мифографии Гигина (I век):

Actaeon Aristaei et Autonoes filius pastor Dianam lavantem spectaculus est et eam violare voluit. Ob id Diana irata fecit ut ei cornua in capite nascerentur et a suis canibus consumeretur.

Несмотря на эти поздние версии, сам миф, судя по всему, восходит к достаточно глубокой древности: царя-жреца догреческого культа оленя в конце его царствования разрывали на части. Богиня омывалась после умерщвления оленя. (См. «Греческие мифы» Р. Грейвса.) Можно также представить себе осквернение этого культа тем или иным реальным персонажем, подменившим путем переодевания священное животное с намерением овладеть жрицей, исполняющей роль Артемиды. Согласно Ланое-Виллену (см. «Книгу символов - Словарь символики и мифологии»), «по-видимому, этот миф имел два смысла: прежде всего Актеон должен был объединять в глазах знающих народ Аттики, оставляющий социальные установки древнего дельфизма, переходя к установкам нарождающегося дионисийства, завезенного в Грецию, как нам представляется, потомками Кадма…». По Ланое, имя Актеона восходит к Кекропу, первому царю Аттики, называемой Актеей или Актайей, и отсылает к берегу: это страж города. Между Мегарой и Платеями показывали место, где он, как считалось, и увидел нагую Артемиду. Во втором смысле эта история, по-видимому, должна показать нам в лице Актеона дельфийского жреца, каковой, нечаянно вмешавшись, не будучи в них посвященным, в мистерии Артемиды и потом их разгласив, счел нужным укрыться в самой недоступной глубине леса среди приверженцев Диониса (превращение в оленя), где он в конце концов и был все же обнаружен и предан смерти бывшими стражами его дворца (своими псами).

Мы разделяем лингвистическое толкование Ланое-Виллена, согласно которому Керберос (пес) происходит от Кер (рогатый) и означает также и старый рогач или старый олень , символ, по его мнению, дионисийского отшельника. Попытка насилия Актеона над Артемидой происходит тем самым из соперничества дельфийского (Артемида) и дионисийского (Актеон) культов.

Представление об изнасиловании Артемиды присуще самой природе ее мифа, а опасение мужского насилия основополагающе для всего ее облика, одновременно и целомудренного, и вызывающего: у Актеона были предшественники: роспись на вазе показывает, как Артемида защищается от гиганта Отоса, который, согласно приведенной в «Одиссее» легенде, хочет ее изнасиловать («Одиссея», XI, 305 и далее). Орион, спутник по охоте самой богини, хочет овладеть ею силой и умирает от укуса скорпиона (Гесиод, Фрагменты, ХLIII).

Со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию, посвященную богине . Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери , Артемиде.

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».