Фресковые и мозаичные композиции. Характерные черты Великолепие декоративных композиций Великолепие декоративных композиций Богатство сюжетов Богатство. «Античная живопись, мозаика, фрески, вазопись»

Фреска (от итал. fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура Древнего Рима

Общая характеристика культуры История Древнего Рима насчитывает более 12 столетий (с 8 века до н.э по 5 век н.э). Она оставила человечеству богатейшее культурное наследие: архитектура, скульптурный портрет, фрески, мозаики, поэзия Вергилия и Горация, ораторское искусство, система права, философия, театральное искусство. Во многом искусство римляне переняли от греков, когда в 1 веке до н.э. завоевали ее.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода: Культура этрусков (7 -4 вв. до н.э.). Эпоха Римской республики (6 – 1 в. до н.э.). Эпоха Римской империи (1 в. до н.э. – 4 в. н.э.). В период возникновения непосредственно Римского государства его культура полностью опиралась на принципы этрусской культуры.

Архитектура Древнего Рима Представлена Городами Дворцами Храмами Мощеными дорогами Мостами

Архитектура периода Римской республики

Римский форум Города располагались на огромных 4 – угольных площадях – форумах. Центр деловой и общественной жизни – Римский Форум, к которому сходились все улицы города. Здесь заключались торговые сделки, проходили суды, народные собрания.

Колонна Траяна Самым замечательным памятником на Форуме была 38 – метровая колонна Траяна. Сверху донизу колонна покрыта рельефами, рассказывающих о военных походах Траяна. В основании колонны была найдена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винтовая лестница в 185 ступеней, ведущая на вершину. Ранее колонну украшала статуя Траяна, но она была утрачена и заменена статуей Святого Петра.

Со временем Форум был заброшен, часть строительного материала использовалась жителями для собственных целей. Большинство строений было уничтожено навсегда. В средние века на этом месте пасли скот, впоследствии Форум и вовсе был утрачен. Лишь в начале 20 века археологам удалось частично восстановить этот комплекс.

Храм Весты на Бычьем рынке Из памятников архитектуры республиканского периода практически ничего не сохранилось. Лучшим сооружением этого времени считается Храм Фортуны Вирилис и Храм Весты на Бычьем рынке, которые явно отражают черты греческой культуры.

Римская архитектура стремится к удовлетворению человеческих нужд. В особую группу можно выделить инженерные сооружения: акведуки (водопроводы), огромные виадуки (мосты) и дороги.

Пон дю Гар, римский виадук с акведуком в верхнем ярусе

Аппиева дорога Аппиева дорога вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением вулканического пепла. Хорошо сохранилась до нашего времени.

Архитектура Римской империи

Среди архитектурных сооружений эпохи Римской Империи особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них – Колизей, где разыгрывались спектакли, проводились бои гладиаторов, укрощались дикие звери. Колизей представляет собой огромную овальную чашу. В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых иногда доходило до 50 тысяч.

Одним из шедевров Римского зодчества является Пантеон (храм всех богов), строительство которого завершилось в 125 году. Аналогов Пантеона нет даже в современном мире. Главная достопримечательность – купол 43 метра в диаметре. В настоящее время в Пантеоне создана усыпальница великих людей Италии.

Триумфальная арка императора Тита Ознаменовала его победу над восставшей Иудеей. Пролет арки с обеих сторон украшен рельефами. Триумфальные арки зародились в Риме и были заимствованы позже другими культурами. Но так или иначе они означают доблестные победы влиятельных людей.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. В Риме было около 12 императорских бань. Термы служили местом отдыха и их посещение входило в повседневную жизнь римлян. Самые знаменитые термы были созданы императором Каракаллой в 3 веке.

Термы Каракаллы

Вопросы и задания Какое влияние на формирование Римской культуры оказало искусство древней Греции? В чем их различие? Опишите один из шедевров Древнего Рима: Форум, Пантеон, Колизей. Как вы думаете, почему оказались разрушены Форум и другие постройки, но остался цел Пантеон? Для чего служили общественные постройки Древнего Рима?


Искусство декоративного убранства домов достигло высокого совершенства уже в последний век Римской республики. В помпейских домах полы украшали мозаикой. Там были открыты мозаики, изображающие странствующих актеров, морское дно, дерущихся петухов, кошку с куропаткой в зубах. Самая интересная мозаика, исполненная около 100 года до н. э., найдена в доме Фавна. Он получил свое название от бронзовой статуи пляшущего сатира или фавна, обнаруженной в атриуме. Мозаика занимает 15 кв. м и сложена из 1.5 миллиона кубиков естественных горных пород. Оригиналом для мозаичиста послужила картина художника Филоксена (конец IV в. до н. э.), изображавшая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием.

С поразительным искусством мастер запечатлел решающий момент сражения. С правой стороны несется обратившаяся в бегство персидская конница. В центре на колеснице изображен Дарий в высоком головном уборе, с луком в руке. Его возничий нахлестывает коней, которые скачут по телам раненых и убитых. Навстречу персидскому царю устремился Александр, шлем свалился с него в пылу боя, волосы растрепались. Исхудалое обросшее лицо с грубыми, некрасивыми чертами исполнено энергии и решительности. Два знатных перса, прикрывая собой царя, бросаются навстречу победителю.

Художник умело передал грозное напряжение битвы, сверкающий блеск оружия, выразительные лица воинов. Мастерство композиции, реалистическая точность изображения, красота колорита, построенного на сочетании черного, белого, желтого и красного цветов, индивидуальность образов - все говорит о большом таланте мастера и делает его произведение одним из выдающихся творений античной мозаики.

Стены богатых домов украшали фресковые росписи. Штукатурка, на которую накладывали краску, состояла из нескольких слоев, причем каждый последующий слой был более тонким и мелкозернистым. Во II веке до н. э. римляне заимствовали у греков роспись стены, подражающую кладке из цветного мрамора. Цвета фрески - красный, желтый, черный и белый - отличаются глубиной и чистотой тона.

В I веке н. э., в эпоху Римской империи, на стенах богатых домов появляются созданные воображением художника фантастические здания и причудливые арки. Иллюзорно написанные далекие колоннады, галереи и портики как бы раздвигают пространство комнаты, открывая перед зрителем необозримые просторы.

Фрески часто повторяли знаменитые картины греческих художников на мифологические темы, и мастера по просьбе заказчиков воспроизводили целые картинные галереи.

В росписях встречаются изображения садов и парков, городов и гаваней, храмов и рек. В них сказывается характерный для городской культуры интерес к пейзажу. Художники умеют с большим мастерством передавать птиц и животных, жанровые сцены. Продуманной красотой композиции отличается изображение фруктов и посуды, написанное на стене дома в Геркулануме. Спокойным мягким светом освещены персики и стеклянная ваза, расположенные на деревянных полках. Искусно положенные блики на вазе передают тонкость и прозрачность стекла. На темно-красном фоне запечатлел художник изящно изогнутую ветку с зеленовато-желтоватыми плодами и темно-зелеными листочками. Фреска написана широкими свободными мазками и радует глаз гармоничным звучанием цветовых пятен.

Украшения богатых домов в Помпеях служат яркой иллюстрацией блистательного расцвета декоративно-прикладного искусства в эпоху Империи.

На отношение римлян к этим произведениям проливает свет любопытное замечание одного из поэтов, который сравнивал хорошо сложенную мозаику с искусно составленной речью. Великолепные фрески и совершенные по исполнению, мозаики открыты не только в италийских городах, но и в многочисленных общественных зданиях и на виллах рабовладельцев во всех римских провинциях -- в Малой Азии, Сирии, Египте, северной Африке, Испании, Галлии, Греции, Северном Причерноморье.

Во второй главе я познакомилась с такими живописными стилями как канделябрный и декоративный, а также немного узнали о фресках и мозаиках периода Римской Империи.

Третий помпейский стиль (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Стиль живописи отмечен плоскостностью и орнаментальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают легкие ажурные сооружения типа трельяжей, обвитые гирляндами и лентами, легкие колонны. В этом стиле встречаются египетские мотивы. Живопись меняется. Фрески становятся миниатюрнее. Они не полностью заполняют пространство, а помещаются в середине. Почему этот стиль называют еще и стилем канделябров? А потому, что в росписи стен появляется новый орнаментальный мотив - ажурное сооружение, напоминающее высокий металлический канделябр - он разделяет фрагменты росписи.

Четвертый помпейский стиль - декоративный или иллюзорный. Также этот стиль называют фантастическим стилем или перспективно-орнаментальным. Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.

Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в тоже время отсутствием новых элементов. В основе четвертого стиля лежит стиль первый - имитация облицовки стен мрамором и ее членение, в нем используются фиктивные архитектурные элементы, характерные для второго стиля, украшение канделябрами, вьющимися растениями, характерными для третьего стиля. Но он резко отличается от предыдущих стилей динамичностью пространственных композиций картин, их нарочитой театральностью, обилием фигур, находящихся в сильном движении и тела, и души.

Оба этих стиля относятся к периоду Римской Империи.

Искусство декоративного убранства домов достигло высокого совершенства уже в последний век Римской республики. В помпейских домах полы украшали мозаикой. А стены богатых домов украшали фресковой росписью. Краску накладывали на штукатурку, которая состояла из нескольких слоев, причем последний слой был тонким и мелкозернистым. Римляне очень много заимствовали у греков. Например, цвета фресок: красный, желтый, черный и белый.

В Римской Империи на стенах богатых домов появляются созданные воображением художника фантастические здания и причудливые арки. Фрески часто писались на мифологические темы. Римляне проявляли интерес к пейзажу. Изображали сады и парки, различные гавани и реки. Так же они изображали животных и птиц, писали натюрморты.

Благодаря Риму народы Европы уже в период и далее, узнали о достижениях античной культуры, смогли воспринять красоту, многокрасочность и своеобразие античных фресок и мозаик.

«Искусством знаменитым» называл живопись ученый и писатель I в. н. э. Плиний Старший. Наиболее яркое представление о характере древнеримской живописи дают мозаики и фрески. К сожалению, многое утрачено или дошло до нас во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, освоением воздушной перспективы, развернутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Главными особенностями живописных произведений того времени являются непосредственность восприятия окружающего мира и стремление показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

Фрески

До сих пор поражают фрески, обнаруженные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях , городах, прекративших существование в результате землетрясения и извержения Везувия в 79 г. н. э. Великолепны техника их исполнения, богатейшая цветовая палитра, виртуозность лессировки (нанесения тонких и прозрачных слоев краски), легкость, эскизность и стремительность рисунка, тщательная продуманность композиций. На плоскость стены шестикратно наносили слой грунта с тончайшей мраморной пылью. Краски составляли из тщательно растертых полудрагоценных камней и осколков синего и зеленого стекла. Все это позволяло защищать фрески от растрескивания и обеспечивало их поверхности ярчайший блеск. Многослойные лессировки придавали изображениям воздушность и прозрачность. Последующая полировка и покрытие фресок тонким слоем воска с добавлением оливкового масла защищали краски от выцветания. Время наглядно доказало оправданность подобной техники создания фресок.

В вилле Мистерий , построенной в первой половине II в. до н. э. в пригороде Помпей (реконструирована ок. 60 г. до н. э.), сохранились великолепные образцы фресковой живописи. Главное их сокровище - фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры высотой в человеческий рост. Объединенные в группы, 29 участников праздника, посвященного богу Вакху, движутся в ритуальном действе. Их четкие силуэты эффектно выделяются на ярко-красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-желтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном ее тела. Рядом - коленопреклоненная девушка, припавшая к коленям сидящей женщины. Хотя содержание росписей, значение отдельных фигур и последовательность их движения по-прежнему таят в себе немало загадок для исследователей, мастерство их исполнения бесспорно и несомненно.



Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают хрупкость и прозрачность стекла, а темно-зеленые листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность древнеримской живописи, является фреска «Весна» из города Стабийблиз Помпея . Девушка, символизирующая весну, как будто плывет по воздуху, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Ее золотисто-желтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнаженных плеч удивительным образом гармонируют с ярким зеленым фоном цветущего луга. Радость, вызванная приходом весны, теплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, пронизывает всю живописную композицию.

Мозаики

Не менее знамениты и римские мозаики. Их искусство было известно еще в Древней Греции: мозаикой греки называли изображения, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти композиции, а поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из специально сваренного стекла - смальты. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства. На них изображены странствующие актеры, обитатели морского дна, дерущиеся петухи, кошка с куропаткой в зубах.



Хорошо известна помпеянская копия мозаики «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III». На ней запечатлен решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария, который изображен в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлестывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремился бесстрашный всадник, копьем пронзающий тело противника. Это Александр Македонский - его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.

К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь 15м2, сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу сражения.

В IV-V вв. произошло крушение Римской империи. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил свое былое величие. Но традициям древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в эпоху Возрождения и классицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.

Вопросы и задания

1. Расскажите о развитии искусства римского скульптурного портрета. Каковы его источники, особенности и назначение? В чем его отличие от произведений древнеегипетских и греческих мастеров?

2. Каковы характерные особенности древнеримской монументальной живописи? Расскажите о главных сюжетах и темах мозаичных и фресковых композиций. Опишите некоторые из них.

3. Известно, что древнеримская живопись переняла у греческих мастеров скульптурную объемность, композиционные приемы, но немало она сделала и собственных открытий, например, в манере письма и выборе цветовой гаммы. Сравните произведения греческих и римских мастеров. Попробуйте выявить характерные различия в их творческой манере.

4. Какое влияние на римское искусство оказала культура Древней

Греции? В чем их различие? Как вы думаете, оправданно ли рассматривать художественное наследие Древнего Рима как составную часть Античности?

5. Какой вклад в развитие мировой архитектуры внесло древнеримское

зодчество? В каких произведениях позднейших эпох вы можете наблюдать

его характерные элементы?

6. Опишите один из шедевров Древнего Рима: Форум, Пантеон, Колизей. Как вы думаете, почему оказались разрушены римский Форум и Колизей, но почти в первозданном виде сохранился Пантеон?

7. Что вам известно об архитектурных сооружениях общественного назначения: театрах, термах, акведуках? Расскажите о некоторых из них

подробнее.

Творческая мастерская

1. Подготовьте экспозицию выставки по теме «Шедевры изобразительного искусства Древнего Рима» и проведите по ней экскурсию для одноклассников.

2. Попробуйте сочинить рассказ на тему «Римский император в скульптурном портрете и в жизни» (по выбору).

3. Немецкий ученый XVIII в. И. Винкельман так писал в «Истории искусства древности» о фресках Геркуланума: «Что касается исполнения, то большинство древних картин набросаны были быстро, подобно первому замыслу рисунка; но как легки и подвижны танцовщицы и другие геркуланумские фигуры, написанные на черном фоне и приводящие в восторг всех знатоков! Техника живописи у древних была выше современной; они достигли высокой степени жизненности в передаче тела». Разделяете ли вы это мнение ученого? Аргументируйте свой ответ. Как вы думаете, почему прорисовка лиц на фресках менее выразительна, чем изображения тел фигур, передачи их жестов и движения?

4. Проведите заочную экскурсию по античному Риму. Что определяет архитектурный облик этого города?

5. Подготовьте сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н. В. Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, живописных картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева при закате солнца»).

6. Посмотрите некоторые из художественных фильмов об истории j него Рима и сделайте рецензию на один из них («Древний Рим. Расцвет и падение империи». Реж. Н. Мерфи, Н. Грин; «300 спартанцев». Р. Матэ; «Спартак». Реж. С. Кубрик; «Камо грядеши?» Реж. М. Лерой)

Живописное искусство представлено главным образом фресками и мозаиками Рима, Помпей и Геркуланума. «Искусством знаменитым» называл живопись учёный и писатель I в. н. э. Плиний Старший. К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приёмов, освоением воздушной перспективы, развёрнутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Живописные произведения того времени поражают непосредственностью восприятия окружающего мира, стремлением показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

В вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На стенах в естественный рост человека представлено 29 участников праздника, посвящённого богу Вакху. Они объединены в группы, их чёткие силуэты эффектно выделяются на красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-жёлтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном её тела. Рядом - коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины.

Во фресковых росписях всё чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удаётся передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены.

Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают тонкость и прозрачность стекла, а тёмно-зелёные листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность римской живописи,

Весна. Фреска из города Стабий близ Помпей. I в.

является фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, связанная с приходом весны, с тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, ощущение лёгкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живописную композицию.

Не менее знамениты римские мозаики. Искусство мозаики было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла - смальты. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. На них изображены странствующие актёры, морское дно, дерущиеся петухи, кошки с куропаткой в зубах.

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III. Мозаика. Около 100 г. до н. э. Копия. Национальный археологический музей, Неаполь

Хорошо известна копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III». На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда персидский царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария III, который изображён в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремлён бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Это Александр Македонский - его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.

К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь в 15 м 2 , сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу боевого сражения.